< Центр рассеянного склероза

Когнитивный тренинг дома

           С трудностями когнитивного плана сталкиваются некоторые пациенты с хроническими заболеваниями нервной системы. Однако забывчивость, невнимательность, медлительность не всегда являются проявлениями заболевания, а могут возникать в стрессовых ситуациях и при эмоциональных колебаниях, при неправильной организации своей деятельности и сбитого режима дня, вследствие хронической усталости и недостатка сна. При этом во всех вышеперечисленных случаях систематический когнитивный тренинг принесет человеку большую пользу, а для людей, не имеющих подобных проблем, будет являться хорошей профилактикой. Интеллектуальные тренировки можно организовать самостоятельно. Ниже даны рекомендации и некоторые примеры воспроизводимых дома заданий. Даже пятнадцатиминутные ежедневные занятия будут полезными.

1

           Для общемозговой тренировки хорошо известны такие способы как чтение художественной или иной литературы (крупные и средние формы) и пересказ прочитанного; изучение иностранного языка; разучивание и воспроизведение стихотворений и песен; решение логических задач, ребусов, кроссвордов, судоку, визуальных загадок и прочих головоломок. При этом совсем не обязательно заниматься в одиночку, ведь посиделки с друзьями можно превратить в прекрасную тренировку благодаря настольным и совместным интеллектуальным играм: домино, шашки, шахматы, составление слов из букв («Эрудит»); объяснение слова жестами («Шляпа), «Крокодил») и пр.

2

Развитие мелкой моторики и тренировка графических навыков!

  • пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж пальцев и кистей рук;
  • шнуровка, застегивание пуговиц каждой рукой поочередно;
  • перебирание и сортировка различных разнородных предметов, например, пуговиц, круп и прочих небольших предметов, нанизывание бусинок и прищепок;
  • упражнения с мячом: катание между ладонями, подкидывание, перебрасывание, жонглирование;
  • занятия рисованием, лепкой из пластилина/глины/ теста, различными видами рукоделия (вязание, плетение, вышивание и пр.);
  • упражнения на копирование и обведение контура предметов и предмета по точкам, штриховку, раскрашивание, рисование по клеткам и трафаретам;
  • собирание мозаик, паззлов, конструкторов;
  • складывание оригами, вырезание фигур из бумаги;
  • использование специальных тренажёров для кистей рук;

2

Развитие внимания и памяти

  • Подробное, детализированное описание одного предмета или называние предметов, находящихся в поле зрения (усложнение – повторное описание с закрытыми глазами);
  • поиск на одном рисунке большого количества однородных предметов;
  • зрительное прохождение лабиринтов, по которым нужно проложить путь к объекту или выходу;
  • изображения, позволяющие рассмотреть при определенном ракурсе картинку в технике 3D;
  • зрительные загадки;
  • чтение слов наоборот, начиная с конца;
  • выполнение арифметического счёта в уме (например, подсчёт сдачи, остаток на счёте) Основные способы запоминания доступно изложены в книге Никитиной Н.Б. «Самоучитель по развитию памяти». Тренировка механической памяти заключается в многократном повторении и воспроизведении данных. Ассоциативная память работает по принципу возникновения связей между новой информацией и уже знакомым материалом, например, приём визуализации.

2

Тренируемся вместе с детьми.

           Совместное времяпрепровождение с детьми может быть веселым, увлекательным и развивающим занятием для всех участников. Обязательное условие – смена ролей в играх. Сначала ведущим назначается взрослый, затем ребёнок.

  • Задания на внимание: название находящихся в комнате предметов, прохождение лабиринтов, поиск отличий у аналогичных предметов, поиск одинаковых предметов из множества; настольные игры типа лото и бродилок;
  • Игры на запоминание: «Что изменилось» (из ряда объектов убрать или поменять местами один/несколько и попросить рассказать, как было изначально) «Мемо» (поиск пары одинаковых карточек), «Снежный ком» (поочередно называть слова из определенной категории, например, овощи, при этом нужно повторять ранее сказанные всеми участниками игры слова);
  • Игры с перебрасыванием мяча: «Съедобное – несъедобное», «живое-неживое», «растение – животное», называние рифмы, восходящий и нисходящий счет (чётные, нечётные, кратные 3/4/5 и пр. числа); игра «Да-нет» (Ребенок загадывает слово, а взрослый с помощью вопросов, на которые можно ответить да или нет, отгадывает его; затем меняются местами);
  • Логические игры: составление коротких слов из букв длинного слова (Простоквашино), отгадывание числа (Быки и коровы), «Морской бой» и пр.
  • Если ваши дети – старшеклассники, то будет полезным и самим выполнять некоторые задания из школьных учебников, особенно по математике, а так же прорешать тесты ГИА и ЕГЭ.

2

Автор: медицинский психолог ОЦРС и других АИЗ нервной системы Видюк Е.П.

Фото: Дмитриев Д.К.